Здоровьесберегающие технологии - Дневной Пансион 84 - Образовательный центр

Новости и события Все новости

ГИА. ЕГЭ
Дискуссионный клуб
                                                                           banner2.gif - 14.75 KB

Здоровьесберегающие технологии

Внимание, осанка! 

Кто не хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ, приводят к тяжелым моральным переживаниям.

Чаще всего изменения осанки происходят в детском возрасте. Причины тут могут быть самые разнообразные. Среди них — перенесенные в детстве болезни, слабое зрение, часто принимаемые во время работы и отдыха неправильные позы.

Чтобы процесс воспитания правильной осанки у школьников был успешным, необходимо тесное содружество в работе врача, учителя физической культуры и родителей.  

Нарушением осанки I степени считается негармоничное развитие, мышечной системы, неумение правильно держать тело; сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Эти нарушения еще не носят стойкий, фиксированный характер, их можно исправить в домашних условиях с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц, и упражнений, вырабатывающих навык правильного держания тела.

Школьники, у которых выявлены нарушения осанки II—III степени (резко выраженные асимметрии шейно-плечевых линий, положения лопаток, грудной клетки, треугольников талии, увеличенные изгибы позвоночника и его боковые искривления), подлежат систематическому наблюдению у врача-ортопеда и должны заниматься в специальных медицинских группах, которые создаются по мере необходимости при поликлиниках или школах.

В воспитании осанки школьников многое зависит и от родителей. В круг их обязанностей входит систематический контроль за развитием телосложения, выполнением домашних и индивидуальных заданий по физической культуре, соблюдением гигиенических норм занятий, отдыха и быта. 

Как контролировать осанку ребенка? Три-четыре раза в год осматривайте его обнаженным. Нет ничего страшного в том, что ваш осмотр будет недостаточно квалифицированным. Лучше ошибиться, чем оставить формирование осанки вообще без внимания. Часто первые признаки нарушения осанки при кратковременном осмотре детей ускользают от врача, поэтому ваши наблюдения могут оказаться очень полезными.  

Эталоном правильной осанки (рис, 1) принято считать такое положение тела ребенка, когда голова поднята так, чтобы нижняя граница носа находилась на одной линии с ушным отверстием, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, линия живота не выходит за линию грудной клетки, позвоночник умеренно выпрямлен. 

Осмотр осанки проводят с расстояния 1-1,5 м. Сначала ребенок стоит к вам лицом, затем спиной и в профиль. Когда он стоит к вам лицом, обратите внимание на контуры и уровень плеч, форму грудной клетки, посмотрите, нет ли в ней асимметричных отклонений (выбухания или уплощения одной из сторон).

 Затем попросите ребенка встать к вам спиной. Обратите внимание на положение головы, линии плеч, спины. Асимметрия их может явиться признаком бокового искривления позвоночника (сколиоза). Линия позвоночника лучше всего видна при наклоне вперед. Даже незначительное отклонение позвоночника от прямой линии говорит о сколиозе.

При осмотре ребенка сбоку обратите внимание на то, чтобы живот не выходил за линию грудной клетки. Выпяченный или отвислый живот свидетельствует о слабости мышц брюшного пресса. Осматривая контуры плечевых суставов и профильную линию позвоночника, можно обнаружить нарушения осанки, которые чаще всего приобретаются в школьные годы из-за того, что ребенок неправильно сидит за партой или носит тяжелый портфель в одной и той же руке.

Слабое физическое развитие, привычка сидеть в согнутом положении, стоять и ходить с опущенной головой могут привести к сутулости. При сутулости изменяется распределение тяжести тела, позвоночник в поясничной части искривляется вперед. Это обычно сопровождается выпячиванием живота. Реже встречается так называемая плоская спина, при которой естественные изгибы позвоночника сильно сглажены.

Не забудьте осмотреть ступни ног (рис. 2) у ребенка. Плоскостопие весьма распространено среди детей. Оно ухудшает опорную функцию ног, нарушает положение таза и позвоночника, затрудняет движения. При длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах и спине. Плоскостопие можно определить, если оттиснуть на листе бумаги стопы, смоченные в воде, слегка подкрашенной марганцовкой.

Комплекс упражнений для профилактики осанки

Выработке у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесие; Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак — значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения:

 
Упражнения у вертикальной плоскости

 1.  И. п. — стоять у, стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами), ягодицами и пят­ками. Попросите ребенка запомнить это положение и, не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются.

2.  И. п. то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком туловищем.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например руки вверх, в стороны, вперед, за пояс медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.  

После нескольких занятий дети принимают положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нарушается положение головы, так как его трудно уловить запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. Следить же за положением головы очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удерживанием на голове различных предметов (деревянных кружков, мешочков весом 200-300 г, наполненных мелкими камешками). Эти упражнения помогают развивать статическую выносливость мышц шеи и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.

Комплекс упражнений для развития статической выносливости

1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (попеременно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол.

2.  С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение (рис. 3).     

3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.


Профилактика и исправление нарушений осанки

Для развития детского организма, а следовательно, и для формирования правильной осанки большое значение имеют условия жизни: правильное чередование труда и отдыха, питание, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями.

Дети должны иметь отдельную постель, достаточно широкую и длинную, с ровным и жестким матрацем. Нельзя класть детей спать на диване с сильно продавленными местами, на кровати с испорченным основанием (сеткой, матрацем). Это может привести к искривлению позвоночника, особенно если ребенок привык спать в одной и той же позе.

Немаловажное значение для формирования правильной осанки имеют одежда и обувь. Одежда не должна стеснять движений, затруднять кровообращение и дыхание. При выборе одежды обращайте внимание на то, чтобы проймы, пояса и резинки не были слишком узкими и тугими. То же самое относится и к обуви. Тесная обувь нарушает развитие свода столь, что ведет к плоскостопию. Кроме того, при ношении тесной обуви возможно появление вросших ногтей, потертостей. Все это делает походку ребенка неуверенной, напряженной, а осанку нестройной.

Воздух в комнате, где играют и учат уроки дети, должен быть всегда чистым и свежим. Если в ком­нате душно, быстрее наступает утомление, тонус мышц ослабевает, а осанка становится «вялой».

Устройте рабочий уголок школьника в самой светлой части комнаты. Стол и стул поставьте так, чтобы свет падал с левой стороны. В вечернее время помимо верхнего света пользуйтесь настольной лампой с матовым абажуром. Плохое освещение заставляет ребенка очень низко склоняться над столом, что ведет к развитию близорукости и изменениям в осанке

Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту. Подогнать стол и стул по росту ребенка очень легко. Для этого положите на стул плотную подушку или специальную доску, а под ноги, чтобы ребенок не сползал с высокого стула, поставьте скамеечку.

Следите за тем, чтобы ребенок, готовя уроки или занимаясь еще какой-нибудь работой, сидел прямо, не наваливался грудью на стол и не слишком низко наклонял голову. Расстояние от плоскости стола до глаз должно быть не менее 30-35 см.

Большое влияние на рабочую позу детей оказывает продолжительность занятий. Старшим школьникам необходимо делать перерывы через каждые 40-45 мин., а малышам — через 15-35 минут.

Важно следить не только за рабочей позой, но и затем, как дети ходят, стоят. Первое требование для формирования правильной осанки — высоко держать голову. Такое положение головы повышает тонус мышц и создает наиболее благоприятные условия для работы сердца, легких, улучшает настроение. Однако постоянно требовать от младших школьников абсолютно строгих поз при стоянии и сидении не рекомендуется: из-за недостаточно развитых мышц им трудно сохранять долго статические позы. Удобнее всего стоять на чуть расставленных ногах, но не держась за предметы, не опираясь о стены. При сидении можно позволять относительно свободные положения. Во время чтения или подготовки устных уроков разрешайте ребенку подпереть голову руками, положить руки на стол или встать коленями на стул, облокотившись на стол локтями. Для этого стул ставят боком вплотную к столу, чтобы спинка не мешала ногам. Такая поза дает возможность несколько разгрузить позвоночник, не искривляя его.    

Хорошо укрепляют организм и формируют правильную осанку утренняя гимнастика с последующим обтиранием или обливанием холодной водой, подвижные игры, катание на коньках, лыжах, прогулки, туристские походы, плавание.

Чтобы правильно подбирать комплексы упражнений для развития правильной осанки у ребенка; родителям необходимо иметь элементарное представление о механизме формирования осанки.

Навык правильной осанки формируется на основе позных рефлексов. Наиболее известные и изученные среди них шейно-тонические и вестибулярные рефлексы, связанные с положением головы относительно туловища. Так, например, когда человек опускает голову вниз, у него резко понижается тонус мышц плечевого пояса и верхней части, туловища, поддерживающих тело в вертикальном положении; При этом сгибается спина, сводятся вперед плечи, выпячивается живот. Если поднять голову вверх— все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается. При таком положении головы человек непроизвольно принимает позу правильной осанки. Поэтому в занятиях по обучению осанке большое внимание уделяется тренировке правильного положения головы относительно туловища.

Но чтобы выработать у ребенка правильную осанку, научить его правильно держать голову далеко недостаточно. Крайне необходимо «тренировать» те группы мышц, которые выполняют основную работу по поддержанию тела в вертикальном положении. Эту работу по приведению костей скелета в строго определенное положение — правильной осанки выполняют около 300 больших и малых мышц. Так, в поддержании одного лишь позвоночного столба принимают участие около 150 мышц; два десятка мышц уравновешивают голову над туловищем. Работают, т. е. сокращаются, они с такой силой, которая должна обеспечить принятие именно заданной позы. Поэтому методика обучения осанке протекает на фоне специальной тренировки мышц, пояса и позвоночника. Для общего физического развития ребенка полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.